Северный Морской Путь (СМП) - это морской путь между европейской частью России и Дальним Востоком, а также между Европой и Азией.
Северный Морской Путь является кратчайшим морским путем и значительно сокращает привычные маршруты морских грузоперевозок.
Так, например, длина маршрута от Санкт-Петербурга до Владивостока через СМП составляет всего 14 000 км, тогда как по более популярному маршруту через Суэцкий канал он составляет более 23 000 км.
Единственным серьезным препятствием сдерживающим развитие Северного Морского Пути для морских перевозок является сложные климатические и ледовые условия. Большая часть СМП проходит через зоны толстого многолетнего льда. Из-за этого навигация судоходства по большей части Северного Морского Пути доступно только несколько месяцев (от 2 до 5), как правило с июля по октябрь. На некоторых маршрутах с использованием атомного ледокольного флота возможен более длительный период навигации. В перспективе ближайших 10 лет руководство России намерено увеличить ледокольный флот и довести навигацию по Северному Морскому Пути круглогодичной.
После введения односторонних санкций США против Китая, ему стало ещё более невыгодно (дорого) и опасно перевозить свои грузы через Суэцкий канал.
У альтернативного пути через Суэцкий канал есть 3 существенных минуса:
1) Он длиннее в 2,5 раза. Протяженность пути через Суэцкий канал – 24 тыс километров, в то время, как протяжённость СМП – чуть меньше 10 тыс километров!
2) Его пропускная способность сильно ограничена, а стоимость проезда – высока. В канале практически всегда стоит очередь и простоять в ней можно от 2 до 6 дней.
3) Он полностью контролируется США. Это огромная зависимость, которая не нужна Китаю.
Развитие Северного Морского Пути - перспективное направление для России.